Мужчина
без ботинок – все равно что
восклицательный знак без точки. Обувь
– заключительный штрих образа,
тщательно отрепетированного перед
зеркалом. Наблюдательному человеку
обувь на ваших ногах скажет о многом.
Женщине – почти все. Обувь знакомит со
своим владельцем прежде, чем тот
раскроет рот, чтобы поздороваться.
Часто окружающие сначала обращают
внимание на ботинки, и только потом –
на их владельца.
Мифы и легенды древней обуви
В Древнем Риме не было ботинок. Зато
было много золота. Чтобы его не украли,
римские императоры носили золото с
собой, привязывая слитки к ступням.
Возможно, отсюда и пошла поговорка: «Все
мое ношу с собой». Так люди изобрели
сандалии. Римские императоры были
жадными. Они никому не давали свое
золото. Даже патрициям. Патриции были
очень тщеславными. Но перещеголять
императоров не могли. Поэтому они
носили красные кожаные сандалии с
черными ремнями и серебряными
пряжками. Римские философы были
идеалистами. Они думали о высоком. «Суета
сует», – говорили они, глядя на ноги. И
завязывали сандалии как попало. А
иногда не завязывали вовсе. И ходили «распущенными».
У римских плебеев не было даже
сандалий. Они были плебеями. Они
ненавидели императоров, патрициев и
философов. Поэтому, когда им в руки
попадали сандалии, потерянные «распущенными»
философами, плебеи царапали на
подошвах лица своих врагов и топтали
их с большим наслаждением. Так в мире
обуви зародилась классовая вражда. И
Римская империя пала.
Искусственный отбор
Византия ввела в моду туфли и
полусапожки, расшитые узорами и
украшенные аппликациями согласно
сану – светскому или духовному. В
средние века придумали длинные туфли
из твердой кожи с загнутыми кверху
носами. Готическая грязь дала миру
галоши. Эпоха барокко обула ноги
вельмож в сапоги, закрепившиеся в
мужской моде вплоть до середины XX века.
Ходить в роскошных барочных сапогах
было непросто: голенища раскрывались
большими раструбами, цеплявшимися
друг за друга, а каблуки располагались
почти посередине подошвы.
Мужская обувь эпохи рококо была
ненамного лучше испанских сапог.
Невероятно узкие остроносые туфли на
высоком каблуке шили из цветной кожи
или атласа и обильно украшали
кружевом, лентами, страусовыми
перьями. Рядом с сапожниками
процветали аптекари, наживая
состояния на мазях от мозолей и солях
для ножных ванн. Понадобилась
Французская революция, чтобы спасти
мир от этого роскошества.
В XIX веке сапожники перестали
изобретать цирковые велосипеды и
начали мыслить рационально. Тогда и
были заложены основы обувной классики.
Законодателями стиля стали британцы.
Шелка и бархат уступили место
практичной коже. Мягкие туфли с
удобной колодкой и небольшим каблуком
пришли на смену вычурным конструкциям.
Появилась обувь с застежками,
пряжками и шнурками. К середине XX века
ботинки окончательно вытеснили
сапоги. Резко возросло производство
мокасин, стали использоваться «молнии».
Причуды патрициев остались по ту
сторону вечности, но классовый
принцип в обувном мире сохранился.
«Одежда делает мужчину, а обувь –
джентльмена» – говорят английские
лорды и заказывают пару «оксфордов»
за 600 фунтов стерлингов. Дорого. Но
лорды разбираются в обуви. Солидные
туфли говорят о серьезных намерениях
их владельца, о его общественном
статусе. Внушают доверие деловым
партнерам, свидетельствуя о
кредитоспособности. В конце концов,
создают комфорт, который лорды умеют
ценить. Они уверяют, что человек,
однажды надевший туфли ручной работы,
изготовленные по индивидуальным
колодкам, уже никогда не захочет
носить фабричную обувь.
Как раздеть страуса
Прежде чем попасть в руки обувщика,
натуральная кожа переносит не одну
процедуру по улучшению своих полезных
свойств. В первую очередь очищенные
шкуры подвергаются дублению, чтобы
кожа стала гибкой, эластичной,
растяжимой и способной дышать. В наше
время для дубления используют соли
хрома, в эксклюзивных случаях, как и
прежде, – растительные вещества.
Затем кожа вальцуется и отбивается –
так достигают необходимой прочности.
Классическую мужскую обувь обычно
шьют из телячьей кожи – гладкой или
зернистой. Из нее же делают замшу –
скоблят с внутренней стороны до
образования бархатистой поверхности.
Но этим, конечно, дело не
ограничивается. Ботинки шьют из шкур
оленей, коз, лошадей, антилоп... Для
итальянских мокасин иногда
используется кожа диких кабанов,
имеющая характерную зернистую
фактуру. У любителей экзотики спросом
пользуются крокодиловая, змеиная и
страусовая кожа. Последняя очень уж
экстравагантна. Особый разговор – о
кордовской коже. Название ей дал
испанский город Кордова, в котором
когда-то производили и откуда везли по
всему миру тончайшие разноцветные
кожи высшего качества. Кордовская
кожа – это особым образом
обработанная кожа лошади, имеющая
характерный красно-коричневый цвет и
ярко выраженный блеск. Этой коже
практически нет сноса. Ее может
испортить только крем для обуви,
поэтому полируют кордовскую кожу
всухую и уход за ней нужен минимальный.
Кордовскую кожу нередко подделывают,
поэтому покупать «кордовскую» обувь
рекомендуется у производителей с
именем. Распознать обман можно, но не
сразу: если на туфлях из телячьей кожи
заломы и трещинки, образовывающиеся
от долгой носки, со временем темнеют,
то на обуви из кордовской кожи –
наоборот, светлеют.
Колодки не для каторжников
Все начинается с отпечатков пальцев.
Но в отличие от криминалистов
обувщиков в первую очередь интересуют
не ладони, а ступни. По отпечатку стопы
мастер может узнать о вашей ноге все.
Снимается до 35 мерок, которые
позволяют судить о длине и симметрии
пальцев, высоте подъема, кривизне и
обхвате ступни. После сложных
вычислений изготавливается
индивидуальная колодка, на которую и
шьется модель. Колодка – это самое
главное. Именно она, а не ручные швы,
определяет ценность обуви, сделанной
на заказ. Комфорт, который вы будете (или
не будете) ощущать, надев новые
ботинки, полностью зависит от того,
насколько точно она вырезана или
отлита. Но скажем сразу: с туфлями,
сшитыми на «среднестатистическую
ногу», – не сравнить. По колодке
раскраиваются заготовки, на колодке
они сметываются – как сметываются на
манекене детали пиджака. Потом
заготовки сшиваются, увлажняются,
снова натягиваются на колодку и
сушатся в течение некоторого времени.
Остается только пришить подкладку –
традиционно ее делают из козьей кожи
или парусины, – прикрепить подошву,
каблук и вложить стельку, которая
вырезается вручную точно по форме
вашей ступни. Каблук склеивается из
нескольких кусков кожи. Количество их
зависит от высоты наборного каблука.
Между последним и предпоследним
кусками иногда прокладывается слой
резины – для амортизации. После этого
клиент приходит на примерку. К его «ощущениям»
внимательно прислушиваются и вносят
необходимые коррективы. Туфли
декорируются и полируются –
разумеется, вручную. Весь процесс, от
эскиза до упаковки, занимает
несколько недель, а иногда и месяцев. В
общей сложности каждая пара обуви
проходит в среднем через 100 рабочих
этапов.
Стиль: Английская классика
Если бы английские ботинки могли
говорить, они бы молчали. Потому что
джентльмены не бросают слов на ветер.
Молчание – золото, им можно
расплатиться по любому счету.
Почтительный поклон перед молодой
леди, тонкая расчетливость дельца,
скрытый азарт игрока в бридж, диалог
со свежей газетой не требуют слов.
Гораздо красноречивее манеры,
безупречный покрой строгой черной
пары «оксфордов» и респектабельное
окружение.
Английский ботинок бережет свою
репутацию. Он никому не позволит
втоптать себя в грязь. Он заботится о
здоровье и в дождь надевает галоши. «Блестящий
молодой джентльмен» – говорят о нем в
обществе. Можете поверить: это не
вульгарный блеск обувного крема. Это
сияние кожи, истинный светский
аристократический лоск.
Пару консервативных английских
ботинок – а точнее, полуботинок –
обязан иметь в своем гардеробе каждый
серьезный деловой человек. Потому что,
согласно этикету большого бизнеса,
туфли в английском стиле –
единственная официально признанная
обувь для деловых встреч и
мероприятий любого уровня. Английским
обществом правит этикет. Английские
ботинки – дети своего общества. У
каждой пары есть свое место под
солнцем, каждая имеет собственное
предназначение. Мелочей нет – есть
тонкости, которые необходимо
различать. Вот, к примеру, открытая и
закрытая шнуровка. Закрытая – это
когда боковые детали верха, через
которые продергивается шнурок, вшиты
под переднюю часть туфли. Они годятся
на свадьбу и похороны, подходят для
визита в Букингемский дворец и будут
вполне уместны во время проведения
ответственных переговоров. В моделях
с открытой шнуровкой те же детали
нашиты поверх передней части. Это
менее строгий вариант, не
рекомендованный для слишком
серьезных церемоний. Самые
официальные полуботинки из всех
существующих в мужской обуви
называются «оксфорд». Эту модель
изобрели еще в XVIII веке. Слегка
вытянутые, с закрытой шнуровкой и
острыми скругленными носами,
абсолютно гладкие, без всякого декора
«оксфорды» черного или коричневого
цвета идеально смотрятся со смокингом
или со строгим классическим костюмом
– однотонным или в полоску.
«Броги», вошедшие в английскую моду в
XIX веке, потеснили модель «оксфорд».
Еще более закрытые, чуть грубоватые,
украшенные перфорированным узором в
носовой части и по бокам, «броги»
заняли почетное место в повседневной
жизни делового горожанина. Возможно,
их «народное» происхождение – а это
выходцы из традиционной шотландской
обуви – сыграло не последнюю роль в
столь широком признании. «Броги»,
особенно в коричневом варианте,
отлично подходят к неофициальным
твидовым и фланелевым костюмам или
вельветовым брюкам.
Классические туфли с открытой
шнуровкой называются «дерби», или «блюхерс».
Говорят, что моду на открытую шнуровку
ввели солдаты Блюхера, прусского
генерал-фельдмаршала, который вместе
с Веллингтоном разгромил Наполеона
при Ватерлоо. Термин «блюхерс»
распространен в Англии и Америке, а «дерби»
– в Германии. Сегодня полуботинки с
открытой шнуровкой уместны всегда,
когда этикет позволяет выйти за рамки
официоза. А термины – дело вкуса или,
если хотите, привычки.
Есть еще «пенни», или «пенни-лоферы» –
английский вариант мягких мужских
туфель, модель, любимая студентами.
Термин «лофер», используемый
английскими мастерами-обувщиками,
который обозначает «мягкий кожаный
ботинок типа мокасин», дал название
целому ряду моделей. Одна из них – «пенни-лофер».
В язычке такой туфли, за накладной
полоской, есть прорезь, где умещается
монетка в один пенни. Когда-то на пенни
можно было проехать в автобусе,
позвонить по телефону-автомату или «купить
счастье» на университетском экзамене.
Одна из старейших английских обувных
фабрик и, пожалуй, самая
консервативная – John Lobb. Здесь
выпускается всего четыре десятка
моделей: престижные туфли для высоких
приемов и спортивная обувь. Модели из
разных коллекций отличаются только
оттенком кожи, но никак не фасоном.
Такова политика фирмы. Зато на любую
пару обуви John Lobb изготовитель дает
десятилетнюю гарантию. Что ж, звание «Поставщик
английского королевского двора»
обязывает. John Lobb производит самые
дорогие серийные полуботинки в мире –
по цене до пяти тысяч долларов за пару.
И конечно, шьет обувь на заказ по
индивидуальной колодке. Это
единственная компания, где идеально
сидящие туфли умеют создавать без
примерки. Как – не знает никто. К
услугам фирмы часто прибегают
знаменитости. В специальном хранилище
уже собрана целая коллекция
индивидуальных «звездных» колодок.
Старинная обувная компания Church’s из
Нортгемптона выросла из семейной
мастерской. Church’s сами сделали себя
знаменитыми. Они первыми догадались
ставить на туфли штамп фирмы, и их имя
стало первой в Англии обувной маркой.
Church’s славится не только качеством
обуви, но и уникальным сервисом. Если с
ботинками Church’s что-то случилось, их
можно отнести в ближайший магазин
Church’s в любом городе мира, и оттуда их
отправят чинить на фабрику в Англию.
Через три месяца ботинки вернутся к
вам обновленными.
У английской компании Barker,
выпускающей обувь с 1880 года, половина
всех технических операций – это
ручной труд. Контроль качества –
феноменальный. На одной из фабрик, к
примеру, трудятся 137 рабочих и 137
контролеров. Каждая партия кожи,
прежде чем пойти в раскройку, должна
выдержать специальное тестирование:
после полумиллиона сгибаний на ее
поверхности не должно появиться
никаких трещинок. Учитывая все это,
обувь Barker не назовешь дорогой: цены
колеблются в пределах от 60 до 200
долларов.
Стиль: Dolce Vita
Если бы мокасины могли говорить, они
болтали бы без умолку обо всем подряд.
Об уикендах в Пиренеях, о маленьких
закусочных на побережье, о босоножках
на острых шпильках, однажды вечером
решительно возникших на пороге, о
преимуществах джинсов и недостатках
смокингов, о домашнем уюте и
изысканном ужине. У этих туфель –
истинно южный темперамент. Мокасины
беззаботны до лени, свободны до
эгоизма, мягки до вкрадчивости,
естественны до беззастенчивости. Они
влюбляют в себя безо всяких усилий. Но
не привязывайтесь к ним слишком
сильно: разлука все равно неизбежна.
Апеннинский
полуостров не зря имеет форму сапога.
Обувь в Италии шьют с начала XIII века.
Причем в те далекие времена все
внимание уделялось мужской обуви –
ведь женщинам католицизм предписывал
прикрывать ноги. И мужчины активно
пользовались своим преимуществом.
Страсть к хорошей обуви у итальянцев
безгранична. Подсчитано, что
итальянские мужчины тратят на ботинки
намного больше, чем мужчины других
наций. Обувь на Апеннинах служит
визитной карточкой. Говорят даже,
будто модные, начищенные до блеска
ботинки политика убеждают
избирателей красноречивее, чем его
ораторское искусство. В 1950-х итальянцы
взяли реванш и перехватили знамя
законодателей стиля в обувной моде у
англичан, гордо несших его на
протяжении всего XIX века. Если
Британия была оплотом обувных
традиций, то Италия стала центром
обувной моды. Родина Ромула и Рема
известна производством мокасин –
мягких, легких туфель нового типа.
Плоская подошва; нарядный вид – кожа
похожа на шелк, язычок украшен
бахромой, а модель визуально
уменьшает ступню; невероятный комфорт
– по ощущениям мокасины напоминают
домашние тапочки. Очень скоро
достоинства этой обуви оценил весь
мир. Их стали носить с английскими
вельветовыми брюками на эластичном
поясе, с грубыми твидовыми пиджаками,
с пиджаками из кашемира и шерстяной
фланели, с шортами хаки и рубашками
поло, с джинсами и рубашками в клетку
– даже со смокингом! Это был новый
взлет итальянского обувного дела.
Признанный классик жанра, король
обувщиков Сальваторе Феррагамо купил
под штаб-квартиру своей компании
настоящий дворец – палаццо Ферони-Спини.
Жизнь Феррагамо так же легендарна, как
и его туфли. Сальваторе родился в
очень бедной семье, в которой обувью
пользовались только по выходным. Свою
первую пару туфель он сшил, когда ему
было девять лет – сестренке не в чем
было идти к первому причастию. После
Первой мировой переехал в Голливуд и
начал делать обувь для звезд. Изучал
анатомию в Калифорнийском
университете и, основываясь на
полученных знаниях, разработал
революционную концепцию удобной,
ортопедически безупречной обуви.
Очень скоро Феррагамо стал знаменит.
Его туфли носили американские
президенты, Чарли Чаплин, Грегори Пек,
Рудольф Валентино, не говоря уже о
звездных женщинах: Виндзорская
герцогиня, Эвита Перон, Мери Пикфорд,
Грета Гарбо... Для Мерилин Монро он
создал металлические босоножки на
высоченных шпильках и роскошные туфли
из кожи крокодила. А пару лет назад на
аукционе в пользу больных СПИДом были
проданы с молотка черные атласные
сандалии Salvatore Ferragamo, инкрустированные
480 бриллиантами и принадлежавшие
Элтону Джону. Стартовая цена – 28 тысяч
долларов, итоговая – чуть-чуть
недотянула до планки в 42 тысячи. Если
бы это произошло, сандалии Элтона
Джона стали бы самой дорогой обувью в
мире, обогнав по цене даже туфли
Мерилин Монро, украшенные хрусталем
Swarovski.
Две переплетенные литеры G – товарный
знак, придуманный бывшим шорником
Гуччио Гуччи. Модный дом начинался с
кожаных аксессуаров для золотой
молодежи, а сегодня ведущий дизайнер
Дома моды Gucci Том Форд говорит: «Перед
тем как заняться моделированием
одежды, я продумываю обувь. Это самая
важная часть гардероба».
Конечно, в Доме моды Gucci не обошлось
без мокасин. Мокасины Gucci были
любимыми туфлями Джона Кеннеди. Они
стали единственной парой обуви,
вошедшей в экспозицию нью-йоркского
Музея современного искусства наряду с
работами Энди Уорхола и Роя
Лихтенштейна. В 1990-х годах Дом Gucci
прославился поступком неслыханной
дерзости – «надругательством» над
мокасинами. «Священную корову»
итальянских обувщиков перекрасили.
Мокасины, десятки лет выпускавшиеся в
двух традиционных вариантах – черном
и коричневом, вдруг покраснели,
позеленели, пожелтели и даже
порозовели. Но Форду этого показалось
мало, и он придумал лакированные
мокасины и мокасины-сабо.
Тогда же, в конце прошлого столетия,
совершила революцию в обуви, заставив
мужчин носить странные туфли на литой
бескаблучной подошве, напоминающие
галоши, Prada. Эта обувь оказалась
чрезвычайно удобной для вождения
машины. Знатоки утверждали даже, что
она была специально разработана для
владельцев «Феррари». Вообще, идею «обуви
для вождения» воплотили в жизнь еще в
конце 1970-х. На литой подошве удобных
мокасин Tod’s ручной работы было
сделано ровно 133 резиновых пупырышка
– для лучшего сцепления с педалью
газа.
Стиль: Американо
Если бы американские туфли могли
говорить, они бы говорили «o’key!» и
улыбались. Потому что у них легкий
характер. В плотном кольце o’key-улыбок
происходит свидание с гольф-клубом,
яхтой и покером. O’key-роем увиваются
они за гостями на пикнике или на
террасе загородной виллы. Оживленное
o’key означает простоту и легкость в
общении. O’key азартное – отсутствие
сдерживающих факторов – шнурков. O’key
удовлетворенное символизирует
комфорт, исключающий носки, чтобы не
было жарко. А o’key-одобрение
подразумевает классику
неофициального жанра. Америка –
родина обуви для уикендов. Вырезанные
вокруг подъема ноги туфли без
ремешков, без шнурков, без язычка, без
подкладки. Туфли, которые легко
надеваются и легко снимаются; туфли,
которые можно носить без носков. Туфли,
чуждые всякого официоза. Впрочем, сами
американцы носят их даже с
официальным костюмом. Разновидность
таких туфель – модель с кисточками.
Через дырочки-глазки вокруг выреза
пропускается шнурок и завязывается
бантиком на подъеме. Нарядно и без
претензий. Одна из самых известных в
Европе американских обувных компаний,
которая усовершенствовала туфли с
кисточками и создала знаменитую линию
роскошной обуви из красно-коричневой
кордовской кожи, – Alden. «Лоферы» с
обаятельными кисточками от Alden стали
классикой. Но все же классикой
уикендов, по крайней мере на
Североамериканском континенте,
признаны туфли со вставкой
седловидной формы, которые изобрели в
Америке. Пик их популярности пришелся
на 1940-е. На красноватой подошве, с
закрытой шнуровкой и с гладкими
простыми носами. Они хорошо подходят к
твидовому костюму или к брюкам чинос.
По выходным их можно носить с рубашкой
поло, джинсами, свитером или ветровкой.
Эти туфли выпускаются и в официальном
варианте – для бизнесменов. И носят их
не только в Америке
Советы начинающим джентльменам
Чтобы купить пару обуви ручной работы,
не обязательно ехать в Лондон, Милан
или Нью-Йорк. Обувные бутики от лучших
производителей открыты и в Москве.
Если вы уже являетесь счастливым
обладателем пары комфортных – и
дорогих! – полуботинок, сделанных на
заказ, наверняка вам захочется как
можно дольше сохранить их в хорошем
состоянии. Увы, дождь, слякоть, а тем
более грязь они не переносят.
Систематически попадая на улице «под
душ», они быстро потеряют форму, кожа
станет тусклой, а швы забьются грязью,
которую потом очень трудно отчистить.
Поэтому знайте: элитные туфли
рассчитывают на то, что в ненастье вы
будете возить их на автомобиле.
Усиленная забота может оказаться для
обуви не менее губительной, чем
небрежение. Как бы странно это ни
звучало, но обувной крем может стать
для ваших ботинок злейшим врагом. Дело
в том, что хорошая кожа уже при
дублении впитывает огромное
количество растительного жира.
Баночки и губки с непонятными
растворами могут просто уничтожить ее
естественный блеск.
|